Ту-22М (Ту-22М2/Ту-22МЗ) -дальний бомбардировщик

Работы по перспективным сверхзвуковым бомбардировщикам велись в ОКБ А.Н. Туполева с 50-х гг. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолет с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками, способный выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте и совершать полет на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью. При создании самолета ОКБ А.Н. Туполева пошло путем глубокой модернизации уже существующей машины - Ту-22К. Предполагалась интеграция хорошо отработанного планера, систем и вооружения Ту-22 с крылом изменяемой стреловидности и перспективными двигателями, создававшимися для сверхзвукового Ту-144. К моменту завершения технического проектирования самолета Ту-22М от исходного Ту-22 фактически остался лишь бомбовый отсек, часть бортового радиоэлектронного оборудования и ряд систем. Получившаяся совершенно новая машина решала две основные задачи ракетоносца: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей.

Самолет создавался в следующих модификациях:

· Ту-22М0 (Ту-22КМ) - первый опытный экземпляр без оборонительного вооружения;

· Ту-22М1 - с двумя пушками ГШ-23. Обтекатель оптического бомбардировочного прицела размещен под центром фюзеляжа, отсек тормозного парашюта - в нижней части фюзеляжа. Постройка малой серии начата в 1971 г. на Казанском авиационном заводе;

· Ту-22М2 - с двигателями ТРДДФ НК-22 (тяга 22000 кгс). Вооружение -противокорабельная крылатая ракета Х-22Н «Буря», ракета Х-22НА с автономной инерциальной системой наведения (коррекция курса по рельефу местности). Крупносерийное производство начато в 1971 г.;

· Ту-22М2Е - специально переоборудованный самолет Ту-22М2 с двигателями НК-25;

· Ту-22МЗ - два ТРДДФ НК-25, «ковшовый» воздухозаборник с горизонтальным клином, максимальный угол стреловидности крыла увеличен до 65°. Конструкция крыла усилена. Ракетное вооружение - ракеты Х-22М и Х-22МА с пониженной уязвимостью и способностью лететь по оптимальным полубаллистическим траекториям при пуске с малых высот, аэробаллистические ракеты Х-15 для уничтожения неподвижных целей с заданными координатами. Одна пушка ГШ-23 с укороченными стволами. Самолет способен совершать относительно продолжительные маловысотные (на высоте 40-60 м) скоростные броски. Система огибания рельефа местности на Ту-22МЗ не устанавливается. Топливная система состоит из 9 групп топливных баков общей емкостью 50 т. На выполнение заправки требуется примерно 25-30 минут. Самолет оснащен катапультными креслами типа КТ-1, обеспечивающими катапультирование с любой высоты при минимальной скорости 130 км/ч. Принят на вооружение в 1983 г. По сравнению с Ту-22М2 тактический радиус действия новой модификации увеличен на 14-45% (в зависимости от профиля полета). При базировании на удалении 800 км от линии фронта глубина боевых действий Ту-22МЗ увеличилась на 20% при полете на больших высотах и на 170% - при полете на малых. Суммарная боевая эффективность Ту-22МЗ по сравнению с Ту-22М2 возросла в 2,2 раза;

· Ту-22М4 - опытный самолет, создан в 1990 г.;

· Ту-22МР - разведчик, выпускался серийно.

Первый полет Ту-22М0 состоялся 30 августа 1969 г., первый полет Ту-22МЗ - в 1977 г.

Темп производства самолета был ограничен рамками договора ОСВ-1. В письме Президенту США Л.И. Брежнев взял обязательство не превышать существовавший в то время уровень производства Ту-22МЗ, равный примерно 30 машинам в год.

Всего было построено 497 самолетов Ту-22М различных модификаций. Примерно 60% поступило в Дальнюю авиацию, остальные - в Авиацию ВМФ. Производство самолетов Ту-22М и его модификаций было завершено в 1997 году.

АНТК им. А.Н. Туполева совместно с ЛИИ им. М.М. Громова и ГосНИЦ ЦАГИ были разработаны технические предложения по созданию на базе самолета Ту-22МЗ летающей лаборатории для аэ-родинамических испытаний крупномас¬штабных моделей самолетов.

Конструкция. Самолет Ту-22М создан по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом изменяемой геометрии. Планер самолета выполнен в основном из алюминиевых сплавов. Фюзеляж - типа полумонокок, передняя часть имеет сечение, близкое к овальному. Крыло самолета - стреловидное в плане, с плавным изменением стреловидности в диапазоне углов 20-60°, состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Шасси трехопорное, основные стойки убираются в крыло и фюзеляж.

Система аварийного покидания самолета экипажем оснащалась катапультными креслами КТ-1 с катапультированием вниз с высоты диапазоном от 0 м до практического потолка.

Хронология создания. Начало проектирования - середина 50-х годов. Первый полет - 30 августа 1969 г. (летчик В. Борисов).

Раздел не найден.


Головной самолет Ту-22М, построенный в Казани, совершил первый полет весной 1973 г. В августе того же года, после проведения доводок и испытаний систем оборудования и вооружения, Ту-22М был принят на вооружение Дальней авиации и Авиации ВМФ. Ту-22М серийно строился до 1983 г., всего на Казанском авиационном заводе было построено 211 самолетов